НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ В
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Авторы конкурсной работы:
Каркавина Ольга Валерьевна, зав. библиотекой Русских Евгения Владимировна, библиотекарь
Организация:
МОУ "СОШ №50" Ул. Новосибирская, 8Б Тел./факс 31-35-65
|
Знаете, иногда полезно ставить знаки вопроса там, где на первый взгляд всё очевидно и понятно. В программах развития образования всех уровней зафиксировано: "Необходимо развивать использование ИКТ в школах". Да кто спорит, конечно, надо! Вопрос - для чего? Что хотим получить? Чего достичь? Ребёнок, будучи от природы одарённым учени¬ком, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И дело здесь не в способностях детей, а в организации процесса обу¬чения. С появлением компьютеров общество стало обладать средствами, способными придать этому процессу более естественный характер, в основе которого лежат естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства. Использование в процессе обучения новых информационных технологий может выступать в качестве средства организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие творческой, самостоятельно мыслящей, стремящейся к профессиональному непрерывному совершенствованию личности. Сегодня нам бы хотелось определить и показать вам конкретные области и методы применения ИКТ в учебных, образовательных, воспитательных целях и тем самым доказать обоснованность и разумность их использования в библиотеке, в классах. Мы смогли составить модуль использования ИКТ на своих занятиях с детьми.
Структура использования ИКТ | | Получение новых знаний | Конт - роль зна-ний | Творчество | Совершенство-вание умений и навыков | Организация доступа к источникам информации | Методическая помощь | | Занятия с использованием компьютерных презентаций Виртуальная экскурсия Слайд-беседа | Тесто- вые зада- ния | Слайд-шоу Печатная продукция Студия школьного сайта Создание электронного фотоальбома | Формирование навыков пользователя Компьютерное сопровождение выступления | Работа в сети Интернет Получение информации с электронных библиотечных ресурсов | Создание электронного банка методических разработок и Тематических картотек
Рассмотрим поподробнее некоторые формы работы. |
• Занятия с использованием компьютерных презентаций
Компьютерные презентации нашли широкое применение в школе – ведь при любом выступлении нужна опора. А уж если говорить о работе с детьми, то здесь применение современных средств презентации любого материала просто необходимо. Ведь детям гораздо интереснее, а нам – гораздо проще рассказать о чём-либо при помощи выразительной компьютерной презентации, чем просто на словах. Поэтому в настоящее время все библиотечные мероприятия проходят с мультимедийным сопровождением. Преимущества компьютерных презентаций видим в том, что они позволяют доступно и красочно представить иллюстративный материал.
Например, для проведения занятия "Человек читающий" нам необходимы репродукции картин различных художников. Полной подборки этого материала нет у нас в библиотеке, да и не эстетично показывать картинки из разных книг, поэтому мы создали презентацию из отсканированных и найденных в сети Интернет репродукций. Было очень удобно, что все картины можно показать на большой экран, все они одного размера и хорошего качества изображения. Кроме этого, презентация позволяет использовать музыкальное сопровождение.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Часто возникает необходимость показа множества иллюстраций по одной теме. Компьютерные технологии позволяют сделать это быстро, красочно, наглядно. Кроме того, использование анимации поможет концентрировать и удержать внимание детей на этой теме. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №2
При изучении новой темы очень удобно сгруппировать материал по каким-либо признакам. Составление таблицы, диаграммы, схемы даёт возможность получить наиболее полное представление о структуре какого-либо понятия. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №3
• Виртуальная экскурсия
Всем понятно, что виртуальная экскурсия позволяет познакомиться с различными регионами и достопримечательностями нашей планеты, не выходя из кабинета. У нас составлено множество виртуальных экскурсий по Барнаулу, Алтайскому краю, по Чуйскому тракту, по селу Сростки, по музею пос. Новосиликатный и по самому посёлку – все они используются в нашей работе и интересны детям.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №4
• Тестовые задания Наиболее эффективным занятие бывает, когда из лекции педагога оно превращается в диалог с обратной связью, размышлениями и выводами детей. В качестве закрепления пройденного материала, какой-либо его части очень удобно использовать анимационные слайды-вопросы. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Компьютерные викторины по краеведению заняли прочное место в нашей работе. Уже 4 года мы составляем и проводим их на городском туристско-краеведческом фестивале и туристско-краеведческих конференциях. За эти годы были разработаны и адаптированы для школьников разного возраста викторины по истории и природе Алтайского края и Барнаула.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Пока наши викторины рассчитаны на то, что дети отвечают устно, либо письменно на листочках. Но в наших планах есть разработка таких опросников, в которых учащиеся будут фиксировать свои ответы сразу в компьютере.
• Создание электронного банка методических разработок и тематических картотек В помощь себе и любому педагогу мы составили электронный банк методических разработок и тематических картотек. Конечно, у нас, как и у всех вас, накоплен богатый методический материал в печатном виде – это и книги, и статьи из журналов и газет, подборки и папки. Но насколько удобнее пользоваться этим материалом в электронном виде. Нужную информацию можно распечатать на принтере или скинуть на флэшку. И тогда её можно изменить, скомпоновать по-своему, использовать на различных занятиях. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №7 • Получение информации с электронных библиотечных ресурсов
Кроме этого фонд школьной библиотеки содержит большое количество электронных пособий – это учебники, энциклопедии, словари. Их могут использовать педагоги для подготовки и проведения уроков, ими пользуются и учащиеся. • Работа в сети Интернет Мы стараемся, чтобы наши дети воспринимали Интернет не просто как прогулку по "чатам", но и как инструмент для получения различной информации. Современное поколение легко ориентируется в сайтах сети Интернет. Наша задача – научить использовать ресурсы сети в помощь учебному процессу и предоставить возможность попробовать свои силы в творческой работе. • Студия школьного сайта В этом учебном году в нашей школе была создана творческая группа педагогов и учащихся по созданию школьного сайта. Дети очень быстро освоили все тонкости работы с сайтом и взяли всю работу на себя. В очень короткое время они смогли запустить школьный сайт, под руководством педагога разрабатывать и дополнять страницы. • Формирование навыков пользователя Приятно осознавать, что многие наши дети могут использовать компьютерные технологии в помощь учебному процессу. Часто наши читатели выступают на конференциях, фестивалях, представляют школу в различных конкурсах. Они научились работать в текстовом редакторе Word, программах Power Point, Movie Maker и к каждому своему выступлению они готовят компьютерное сопровождение. • Печатная продукция
Выпуск буклетов, закладок, памяток, брошюр с сочинениями учащихся и педагогов является ещё одной приятной страницей использования компьютера в школе.
• Слайд-шоу А лучше всего мы с детьми умеем делать небольшие слайд-фильмы, посвящённые какому-либо событию или поездке. Это кропотливая работа – к каждому слову в песне нужно подобрать соответствующую фотографию, сделать анимацию. Но это и интересная работа – посмотреть самим и показать всем, как здорово мы живём! ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ №8 В заключение позвольте привести слова Билла Гейтса: "Компьютеры сегодня в миллион раз более мощные, чем 20 лет назад. И это произойдёт снова: через 20 лет компьютеры будут в миллион раз более мощными, чем сегодня. Что это значит для наших детей? Что значит жить и преуспевать в таком мире? Наши дети должны быть более чем просто грамотными - они должны будут свободно читать, общаться, обрабатывать информацию и умело использовать технологии". Уверены, что мы им в этом поможем.
Список используемой литературы:
1. Интернет-технологии для работников системы образования: Учебные материалы/ Под ред. О. Я. Бирюковой и др.. Барнаул, 2002. - 108с. 2. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./ Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. – М.:Педагогика, 1989. -224 с. 3. Полилова Т. А. Компьютерная презентация. Делаем вместе! /Т. А. Полилова. - М.: Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Библиотека в школе". Вып.22). 4. Елена Иванова. Что такое ресурсный центр: Большое интервью с послесловием//Библиотека в школе№5(209),15 марта 2008, с.2-8 5. Татьяна Калашникова. Новые информационные технологии в обучении/ Ретроспективный обзор литературы// Библиотека в школе 18(222),16-30 сентября 2008, с.12-13
|